Рав­шан Дже­ен­бе­ков: “Тюрь­ма – это часть жиз­ни и про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти кыр­гыз­ско­го политика”

09:21, 31 Марта

 

Наша редак­ция про­дол­жа­ет пуб­ли­ко­вать экс­клю­зив­ные интер­вью с “кем­пир-абад­ски­ми узниками”.

 

Пред­ла­га­ем вни­ма­нию чита­те­лей интер­вью с Рав­ша­ном Дже­ен­бе­ко­вым, поли­ти­ком неор­ди­нар­ным, с бога­той био­гра­фи­ей и огром­ным опы­том. Не скрою, мно­го лет назад я писа­ла кри­ти­че­ский мате­ри­ал о Рав­шане Бабыр­бе­ко­ви­че, и, будучи жерт­вой про­па­ган­ды, при­чис­ля­ла его к “коми­те­ту 300”. (Даже нелов­ко вспо­ми­нать, что я дей­стви­тель­но вери­ла в эту кон­спи­ро­ло­ги­че­скую чушь).

 

Сего­дня, после все­го, что мы все вме­сте пере­жи­ли и пере­жи­ва­ем, и в Кыр­гыз­стане, и в мире, да ещё и на фоне нынеш­них поли­ти­ков и госчи­нов­ни­ков, Рав­шан Дже­ен­бе­ков выгля­дит доволь­но выгод­но и вполне при­лич­но. Себя он при­чис­ля­ет к идей­ным оппо­нен­там дей­ству­ю­щей вла­сти и готов про­дол­жать поли­ти­че­скую борьбу.

 

Напом­ню, Рав­шан Дже­ен­бе­ков вот уже шестой месяц содер­жит­ся в СИЗО-1, и вме­сте с 26 вид­ны­ми поли­ти­ка­ми, пра­во­за­щит­ни­ка­ми, обще­ствен­ны­ми дея­те­ля­ми и жур­на­ли­ста­ми обви­ня­ет­ся в под­го­тов­ке к мас­со­вым бес­по­ряд­кам. По мне­нию оте­че­ствен­ных юри­стов это дело пол­но­стью сфаб­ри­ко­ва­но. А основ­ная при­чи­на тако­го дол­го­го содер­жа­ния под стра­жей – кри­ти­ка дей­ствий нынеш­ней вла­сти по пере­да­че стра­те­ги­че­ски важ­но­го объ­ек­та Кем­пир-Абад­ско­го водо­хра­ни­ли­ща Узбекистану.

 

— Рав­шан Бабыр­бе­ко­вич, недав­но Вы были гос­пи­та­ли­зи­ро­ва­ны в кли­ни­ку. Рас­ска­жи­те, как Ваше здоровье?

 

— Я нахо­жусь уже чет­вер­тый год под аре­стом, тре­тий раз сижу в СИЗО и в общей слож­но­сти 2 года уже отси­дел в тюрь­ме. Это всё повли­я­ло на моё здо­ро­вье. В декаб­ре 2022 года ана­ли­зы пока­за­ли ухуд­ше­ние состо­я­ния моей пече­ни. Руко­вод­ство СИН, ско­рее по ука­за­нию Бело­го дома, тяну­ло вопрос с моей гос­пи­та­ли­за­ци­ей. Толь­ко после вме­ша­тель­ства пра­во­за­щит­ни­ков они были вынуж­де­ны дать раз­ре­ше­ние на мое лече­ние в част­ной, спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной клинике.

 

Сей­час здо­ро­вье ста­би­ли­зи­ро­ва­лось, я про­дол­жаю лечить­ся в усло­ви­ях тюрьмы.

 

— Не слом­лен ли ваш дух из-за неспра­вед­ли­во­сти, с кото­рой Вы столк­ну­лись и из-за того, что Вы уже тре­тий раз тюрьме?

 

— Я 20 лет в демо­кра­ти­че­ской оппо­зи­ции. Хоро­шо знаю реа­лии нашей поли­ти­ки. К сожа­ле­нию, послед­ние 3 года в Кыр­гыз­стане уста­но­вил­ся авто­ри­тар­ный режим. Такие режи­мы не тер­пят сво­бо­ду сло­ва, мир­ные собра­ния и поли­ти­че­скую кон­ку­рен­цию. Садыр Жапа­ров, как авто­крат, рано или позд­но дол­жен был, исполь­зо­вав пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны и суды, начать уни­что­жать ина­ко­мыс­лие, граж­дан­ский акти­визм и поли­ти­че­скую кон­ку­рен­цию. Я – один из идео­ло­ги­че­ских оппо­нен­тов Сады­ра Жапа­ро­ва и его режи­ма. Поэто­му я был готов ко все­му: к неспра­вед­ли­во­сти, к гоне­ни­ям и к тюрь­ме. Неспра­вед­ли­вость и тюрь­ма сла­бых лома­ет, а силь­ных дела­ет ещё сильнее.

 

— Дай­те три сове­та, как не сло­мать­ся ни мораль­но, ни физи­че­ски, нахо­дясь в кыр­гыз­ском СИЗО?

 

— В авто­ри­тар­ной стране, где не рабо­та­ют ни зако­ны, ни инсти­ту­ты и всё зави­сит от Сады­ра Жапа­ро­ва, быть в оппо­зи­ции — это огром­ные рис­ки. Ты, если хочешь зани­мать­ся поли­ти­кой, дол­жен быть готов ко все­му… Тюрь­ма – это часть жиз­ни и про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти кыр­гыз­ско­го политика.

 

Надо иметь гигант­ские поли­ти­че­ские и жиз­нен­ные цели, что­бы посвя­тить им всю свою жизнь.

 

Надо быть пози­тив­ным. Зани­мать­ся спор­том, читать кни­ги, писать днев­ни­ки. Тюрь­му вос­при­ни­мать, как шко­лу муд­ро­сти и испытание.

 

— Мно­гие зару­беж­ные пра­во­за­щит­ные орга­ни­за­ции дела­ют заяв­ле­ния по пово­ду 27 защит­ни­ков Кем­пир-аба­да. Мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что вас рас­смат­ри­ва­ют как поли­ти­че­ских узни­ков на меж­ду­на­род­ной арене?

 

— То, что дело 27 “кем­пир-абад­цев” сфаль­си­фи­ци­ро­ва­но по зака­зу вла­стей, ни у кого не вызы­ва­ет сомне­ний. Поэто­му в нашу защи­ту высту­па­ют мно­гие поли­ти­ки, пра­во­за­щит­ни­ки, акти­ви­сты, жур­на­ли­сты и даже экс-пре­зи­ден­ты. А так­же авто­ри­тет­ные пра­во­за­щит­ные и меж­ду­на­род­ные орга­ни­за­ции – ООН, Хью­ман Райтс вотч, Хель­син­ский коми­тет и дру­гие. Таким обра­зом, при­зна­ние нас поли­ти­че­ски­ми узни­ка­ми на меж­ду­на­род­ной арене лишь вопрос времени.

 

— Недав­но наш министр ино­стран­ных дел был в Жене­ве и по пору­че­нию Сады­ра Жапа­ро­ва пред­ло­жил стра­нам ЕС спи­сать дол­ги в обмен на про­дви­же­ние “Зелё­ной эко­но­ми­ки”. И яко­бы полу­чил отказ имен­но из-за нали­чия поли­ти­че­ских узни­ков и ущем­ле­ния сво­бо­ды сло­ва в Кыр­гыз­стане. Это так?

 

— Систем­ную финан­со­вую под­держ­ку для реше­ния соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских про­блем, мы, как стра­на, можем полу­чить толь­ко от запад­ных стран и финан­со­вых инсти­ту­тов. Но для это­го наша власть долж­на обес­пе­чить сво­бо­ды и пра­ва чело­ве­ка. К сожа­ле­нию, мы тре­тий год под­ряд в рей­тин­ге стран отно­сим­ся к авто­ри­тар­ным, несво­бод­ным стра­нам. И как резуль­тат авто­ри­тар­но­го, неэф­фек­тив­но­го управ­ле­ния рас­тет бед­ность, без­ра­бо­ти­ца и инфляция.

 

Уве­рен, без обес­пе­че­ния прав и сво­бод, воз­вра­та к демо­кра­тии, ника­ко­го спи­са­ния внеш­не­го дол­га, меж­ду­на­род­ной финан­со­вой помо­щи не будет.

 

— Какие про­гно­зы на буду­щее Кыр­гыз­ста­на с таким правлением?

 

— Авто­кра­тия не име­ет буду­ще­го! Рано или позд­но она нас при­ве­дет к тупи­ку или тра­ге­дии. В след­ствие неэф­фек­тив­но­го управ­ле­ния за послед­ние три года, Кыр­гыз­стан ско­ро столк­нет­ся с серьёз­ны­ми соци­аль­но-поли­ти­че­ски­ми и эко­но­ми­че­ски­ми кри­зи­са­ми. Дока­за­тель­ством моим сло­вам слу­жит то, что несмот­ря на само­вос­хва­ле­ние пре­зи­ден­та и пре­мье­ра, в Кыр­гыз­стане рас­тут бед­ность, без­ра­бо­ти­ца, кор­руп­ция и цены на про­дук­ты и ком­му­наль­ные услу­ги. А неспра­вед­ли­вость ста­ла повсеместной.

 

— Каким Вы види­те своё поли­ти­че­ское будущее?

 

— Как лич­ность я очень серьёз­но отно­шусь к сво­е­му буду­ще­му. Это моё насле­дие и лич­ная исто­рия. Я лич­ность и поли­тик, кото­рый борол­ся, борет­ся и будет бороть­ся за созда­ние демо­кра­ти­че­ско­го Кыр­гыз­ста­на. И этой цели я посвя­тил всю свою жизнь.

 

— Сего­дня весь мир пере­жи­ва­ет потря­се­ния. Как вой­на в Укра­ине вли­я­ет на Кыргызстан?

 

— Демо­кра­тия и само­опре­де­ле­ние сво­е­го буду­ще­го Укра­ине даёт­ся очень доро­го. Укра­и­на ценою десят­ков тысяч жиз­ней сво­их граж­дан и раз­ру­ше­ний сво­их горо­дов сопро­тив­ля­ет­ся, раз­ру­ша­ет агрес­сив­ную авто­кра­тию и про­дви­га­ет сво­бо­ду, осо­бен­но в Евра­зии. А Рос­сия без­услов­но вли­я­ла и будет вли­ять на Кыр­гыз­стан и Цен­траль­ную Азию.

 

— Каким Вы види­те буду­щее Кыргызстана?

 

— Кыр­гыз­стан ста­нет пра­во­вой сво­бод­ной стра­ной с пар­ла­мент­ской фор­мой прав­ле­ния. Это про­изой­дет в бли­жай­шие годы. Уве­рен, что наши пред­ки, исто­ри­че­ские наши лиде­ры хоте­ли и боро­лись за неза­ви­си­мое кыр­гыз­ское госу­дар­ство. А сего­дня, в 21 веке, уже мало иметь толь­ко своё госу­дар­ство. Мы, кыр­гы­зы, долж­ны иметь демо­кра­ти­че­ское, эко­но­ми­че­ски раз­ви­тое госу­дар­ство, в кото­ром защи­ще­ны пра­ва и сво­бо­ды каж­до­го граж­да­ни­на, а не толь­ко пре­зи­ден­та и его окружения.

 

Интер­вью под­го­то­ви­ла Лей­ла Саралаева

 

P.S Дан­ное интер­вью под­го­тов­ле­но бла­го­да­ря содей­ствию адво­ка­та Эрки­на Садан­бе­ко­ва.

 

http://​nlkg​.kg/​r​u​/​i​n​t​e​r​v​i​e​w​/​r​a​v​s​h​a​n​-​d​z​h​e​e​n​b​e​k​o​v​-​t​y​u​r​m​a​-​e​t​o​-​c​h​a​s​t​-​z​h​i​z​n​i​-​i​-​p​r​o​f​e​s​s​i​o​n​a​l​n​o​j​-​d​e​y​a​t​e​l​n​o​s​t​i​-​k​y​r​g​y​z​s​k​o​g​o​-​p​o​l​i​t​ika