Администрация президента предлагает исключить ряд полномочий и функций органов прокуратуры
Бишкек (АКИpress) – Администрация президента вынесла на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в конституционный закон КР «О прокуратуре КР».
Как говорится в справке-обосновании, для исключения полномочий органов прокуратуры, выходящих за пределы прокурорского надзора, в том числе как противоречащие основополагающим положениям Конституции КР, нужно исключить отдельные функции и полномочия органов прокуратуры КР, предусмотренные конституционным законом «О прокуратуре КР» и иными законодательными актами КР.
Данное предложение выработано в целях предотвращения коррупционных проявлений и конфликта интересов при проведении как досудебного, так судебного производства по уголовным делам органами прокуратуры, обеспечения принципа сдержек и противовесов в системе правоохранительных органов, в том числе в связи с исключением полномочий органов прокуратуры по проведению следствия.
По Конституции КР, государственная власть в КР основывается на принципах разграничения полномочий и функций государственных органов и органов местного самоуправления.
Системные недостатки в деятельности правоохранительных органов негативно влияют на социально-экономическое развитие КР, не обеспечивают верховенства закона и справедливости, а также создают противоречия и конфликты как внутри самой системы, так и в обществе, говорится в справке-обосновании.
Отдельным законопроектом по внесению изменений в Уголовно-процессуальный кодекс предлагается исключить функции органов прокуратуры по проведению следствия и передать их следователям органов внутренних дел и национальной безопасности, за исключением следствия по уголовным делам, совершенным военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, следствие по которым производится следователями военной прокуратуры.
В этой связи предлагается внести следующие поправки в конституционный закон «О прокуратуре КР»:
1) внести уточнения в пункт 7 части 2 статьи 2 конституционного закона «О прокуратуре КР», изложив ее в следующей редакции: «7) осуществление уголовного преследования лиц, имеющих статус военнослужащих, а также должностных лиц государственных органов, перечень которых определяется Уголовно-процессуальным кодексом КР, путем возбуждения уголовных дел и их передачей для расследования в соответствующие правоохранительные органы», а также в соответствующих статьях указанного конституционного закона КР необходимо заменить словосочетание «следователи органов прокураты» на словосочетание «следователи органов военной прокуратуры» в соответствующих падежах;
2) из статьи 6 указанного конституционного закона части 4 и 5 необходимо исключить (явка должностных лиц по требованию прокурора и следователя прокуратуры для дачи объяснений или показаний и т.п.);
3) признать утратившей силу статью 83 конституционного закона «О прокуратуре Кыргызской Республики», устанавливающую исключительную компетенцию прокуратуры по уголовному преследованию прокурора и следователя органов прокуратуры.
Кроме того, в полномочиях прокурора, закрепленных в статьях 34, 36 и 38 указанного конституционного закона «О прокуратуре КР» незаконно и излишне указаны полномочия по осмотру помещений субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следствия и правовой статистики, и находящихся в них объектов, в любое время суток.
Отмечается, что данные полномочия прокурора выходят за пределы прокурорского надзора, тогда как в нормах указанного конституционного закона в достаточной мере представлены полномочия для полноценного и эффективного осуществления надзорных полномочий.
Например, прокурор может в любое время суток посещать органы следствия, знакомиться с материалами дела, находящихся в их производстве; освобождать своим постановлением незаконно задержанных лиц; получать для проверки от органов следствия и дознания уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, о ходе оперативно-розыскных мероприятий; проверять соблюдение законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и т.д.
Если же осматривать помещения и находящиеся в них объекты, то соответственно данное действие должно быть оформлено процессуально, поскольку имеется грубое нарушение положений части 2 статьи 30 Конституции КР, которая гласит, что производство обыска, выемки, осмотра и осуществления иных действий, а также проникновение представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, допускается лишь на основании судебного решения. Поэтому такие действия прокуратуры должны быть осуществлены только в рамках рассмотрения заявлений (жалоб), и расследования уголовных дел. В целях приведения в соответствие указанного конституционного закона с положениями Конституции КР, в статьях 34, 36 и 38 конституционного закона КР «О прокуратуре КР» предлагается исключить излишние полномочия прокурора по осмотру помещения (и находящихся в них объектов) следователя, сотрудников органа дознания и уголовно-правовой статистики.
Подробнее: kg.akipress.org/news:1906702?f=cp