Поль­зу­ясь слу­ча­ем раз­гра­ни­че­ния функ­ций про­ку­ра­ту­ры, пред­ла­га­ем рефор­мы по реор­га­ни­за­ции след­ствен­ных органов.
Про­ку­ра­ту­ра — это госу­дар­ствен­ный орган по над­зо­ру за соблю­де­ни­ем и обес­пе­че­ни­ем вер­хо­вен­ства пра­ва, закон­но­сти и пра­во­по­ряд­ка, дей­ству­ю­щих на тер­ри­то­рии стра­ны, борь­ба с пре­ступ­но­стью и кор­руп­ци­ей, защи­та прав и закон­ных инте­ре­сов граж­дан и орга­ни­за­ций, а так­же обще­ствен­ных и госу­дар­ствен­ных интересов.
Здесь боль­шой акцент ста­вит­ся на исклю­чи­тель­ной ком­пе­тен­ции про­ку­рор­ско­го надзора.
Вклю­че­ние в пол­но­мо­чия про­ку­ра­ту­ры функ­ции по рас­сле­до­ва­нию отдель­ных кате­го­рий пре­ступ­ле­ний изна­чаль­но зарож­дал кон­фликт инте­ре­сов меж­ду над­зо­ром и испол­не­ни­ем обес­пе­че­ния про­ти­во­дей­ствия и борь­бы с пре­ступ­но­стью. На прак­ти­ке полу­ча­ет­ся, что про­ку­ра­ту­ра сама воз­буж­да­ет, рас­сле­ду­ет уго­лов­ные дела, сама же над­зи­ра­ет и сама же под­дер­жи­ва­ет обви­не­ние в суде.
В этой части, исклю­че­ние из пол­но­мо­чий орга­нов про­ку­ра­ту­ры функ­ции про­ве­де­ния след­ствия и пере­да­ча их орга­нам внут­рен­них дел и наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, явля­ет­ся частич­ным раз­ре­ше­ни­ем вопро­са. Воз­вра­том к ста­ро­му или преж­не­му состоянию.
Поль­зу­ясь слу­ча­ем, не луч­ше ли создать по прин­ци­пу «еди­но­го окна» еди­ный след­ствен­ный орган (след­ствен­ный коми­тет, бюро рас­сле­до­ва­ний), тем самым поста­вить заслон ведом­ствен­ной кор­руп­ции в сило­вых ведом­ствах: ГКНБ и МВД КР, где след­ствие явля­ет­ся «кар­ман­ным» отде­лом дан­ных учреждений?
У послед­них и так хва­та­ет нема­ло дру­гих функ­ций, кро­ме расследований!
Думаю когда-нибудь это обя­за­тель­но про­изой­дет, когда борь­ба и иско­ре­не­ние ведом­ствен­ной кор­руп­ции будут реальными!
Адво­кат Канат Асанкадыр
Ассо­ци­а­ция адво­ка­тов Кыргызстана
22.04.2023 года

Адми­ни­стра­ция пре­зи­ден­та пред­ла­га­ет исклю­чить ряд пол­но­мо­чий и функ­ций орга­нов прокуратуры

 

Биш­кек (АКИpress) – Адми­ни­стра­ция пре­зи­ден­та вынес­ла на обще­ствен­ное обсуж­де­ние зако­но­про­ект о вне­се­нии изме­не­ний в кон­сти­ту­ци­он­ный закон КР «О про­ку­ра­ту­ре КР».

Как гово­рит­ся в справ­ке-обос­но­ва­нии, для исклю­че­ния пол­но­мо­чий орга­нов про­ку­ра­ту­ры, выхо­дя­щих за пре­де­лы про­ку­рор­ско­го над­зо­ра, в том чис­ле как про­ти­во­ре­ча­щие осно­во­по­ла­га­ю­щим поло­же­ни­ям Кон­сти­ту­ции КР, нуж­но исклю­чить отдель­ные функ­ции и пол­но­мо­чия орга­нов про­ку­ра­ту­ры КР, преду­смот­рен­ные кон­сти­ту­ци­он­ным зако­ном «О про­ку­ра­ту­ре КР» и ины­ми зако­но­да­тель­ны­ми акта­ми КР.

Дан­ное пред­ло­же­ние выра­бо­та­но в целях предот­вра­ще­ния кор­руп­ци­он­ных про­яв­ле­ний и кон­флик­та инте­ре­сов при про­ве­де­нии как досу­деб­но­го, так судеб­но­го про­из­вод­ства по уго­лов­ным делам орга­на­ми про­ку­ра­ту­ры, обес­пе­че­ния прин­ци­па сдер­жек и про­ти­во­ве­сов в систе­ме пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, в том чис­ле в свя­зи с исклю­че­ни­ем пол­но­мо­чий орга­нов про­ку­ра­ту­ры по про­ве­де­нию следствия.

По Кон­сти­ту­ции КР, госу­дар­ствен­ная власть в КР осно­вы­ва­ет­ся на прин­ци­пах раз­гра­ни­че­ния пол­но­мо­чий и функ­ций госу­дар­ствен­ных орга­нов и орга­нов мест­но­го самоуправления.

Систем­ные недо­стат­ки в дея­тель­но­сти пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов нега­тив­но вли­я­ют на соци­аль­но-эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие КР, не обес­пе­чи­ва­ют вер­хо­вен­ства зако­на и спра­вед­ли­во­сти, а так­же созда­ют про­ти­во­ре­чия и кон­флик­ты как внут­ри самой систе­мы, так и в обще­стве, гово­рит­ся в справке-обосновании.

Отдель­ным зако­но­про­ек­том по вне­се­нию изме­не­ний в Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ный кодекс пред­ла­га­ет­ся исклю­чить функ­ции орга­нов про­ку­ра­ту­ры по про­ве­де­нию след­ствия и пере­дать их сле­до­ва­те­лям орга­нов внут­рен­них дел и наци­о­наль­ной без­опас­но­сти, за исклю­че­ни­ем след­ствия по уго­лов­ным делам, совер­шен­ным воен­но­слу­жа­щи­ми, а так­же при­зван­ны­ми на сбо­ры воен­но­обя­зан­ны­ми, след­ствие по кото­рым про­из­во­дит­ся сле­до­ва­те­ля­ми воен­ной прокуратуры.

В этой свя­зи пред­ла­га­ет­ся вне­сти сле­ду­ю­щие поправ­ки в кон­сти­ту­ци­он­ный закон «О про­ку­ра­ту­ре КР»:

1) вне­сти уточ­не­ния в пункт 7 части 2 ста­тьи 2 кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­на «О про­ку­ра­ту­ре КР», изло­жив ее в сле­ду­ю­щей редак­ции: «7) осу­ществ­ле­ние уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния лиц, име­ю­щих ста­тус воен­но­слу­жа­щих, а так­же долж­ност­ных лиц госу­дар­ствен­ных орга­нов, пере­чень кото­рых опре­де­ля­ет­ся Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ным кодек­сом КР, путем воз­буж­де­ния уго­лов­ных дел и их пере­да­чей для рас­сле­до­ва­ния в соот­вет­ству­ю­щие пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны», а так­же в соот­вет­ству­ю­щих ста­тьях ука­зан­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­на КР необ­хо­ди­мо заме­нить сло­во­со­че­та­ние «сле­до­ва­те­ли орга­нов про­ку­ра­ты» на сло­во­со­че­та­ние «сле­до­ва­те­ли орга­нов воен­ной про­ку­ра­ту­ры» в соот­вет­ству­ю­щих падежах;

2) из ста­тьи 6 ука­зан­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­на части 4 и 5 необ­хо­ди­мо исклю­чить (явка долж­ност­ных лиц по тре­бо­ва­нию про­ку­ро­ра и сле­до­ва­те­ля про­ку­ра­ту­ры для дачи объ­яс­не­ний или пока­за­ний и т.п.);

3) при­знать утра­тив­шей силу ста­тью 83 кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­на «О про­ку­ра­ту­ре Кыр­гыз­ской Рес­пуб­ли­ки», уста­нав­ли­ва­ю­щую исклю­чи­тель­ную ком­пе­тен­цию про­ку­ра­ту­ры по уго­лов­но­му пре­сле­до­ва­нию про­ку­ро­ра и сле­до­ва­те­ля орга­нов прокуратуры.

Кро­ме того, в пол­но­мо­чи­ях про­ку­ро­ра, закреп­лен­ных в ста­тьях 34, 36 и 38 ука­зан­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­на «О про­ку­ра­ту­ре КР» неза­кон­но и излишне ука­за­ны пол­но­мо­чия по осмот­ру поме­ще­ний субъ­ек­тов, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­тив­но-розыск­ную дея­тель­ность, след­ствия и пра­во­вой ста­ти­сти­ки, и нахо­дя­щих­ся в них объ­ек­тов, в любое вре­мя суток.

Отме­ча­ет­ся, что дан­ные пол­но­мо­чия про­ку­ро­ра выхо­дят за пре­де­лы про­ку­рор­ско­го над­зо­ра, тогда как в нор­мах ука­зан­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­на в доста­точ­ной мере пред­став­ле­ны пол­но­мо­чия для пол­но­цен­но­го и эффек­тив­но­го осу­ществ­ле­ния над­зор­ных полномочий.

Напри­мер, про­ку­рор может в любое вре­мя суток посе­щать орга­ны след­ствия, зна­ко­мить­ся с мате­ри­а­ла­ми дела, нахо­дя­щих­ся в их про­из­вод­стве; осво­бож­дать сво­им поста­нов­ле­ни­ем неза­кон­но задер­жан­ных лиц; полу­чать для про­вер­ки от орга­нов след­ствия и дозна­ния уго­лов­ные дела, доку­мен­ты, мате­ри­а­лы и иные све­де­ния о совер­шен­ных или гото­вя­щих­ся пре­ступ­ле­ни­ях, о ходе опе­ра­тив­но-розыск­ных меро­при­я­тий; про­ве­рять соблю­де­ние закон­но­сти при при­е­ме, реги­стра­ции, раз­ре­ше­нии заяв­ле­ний и сооб­ще­ний о совер­шен­ных или гото­вя­щих­ся пре­ступ­ле­ни­ях и т.д.

Если же осмат­ри­вать поме­ще­ния и нахо­дя­щи­е­ся в них объ­ек­ты, то соот­вет­ствен­но дан­ное дей­ствие долж­но быть оформ­ле­но про­цес­су­аль­но, посколь­ку име­ет­ся гру­бое нару­ше­ние поло­же­ний части 2 ста­тьи 30 Кон­сти­ту­ции КР, кото­рая гла­сит, что про­из­вод­ство обыс­ка, выем­ки, осмот­ра и осу­ществ­ле­ния иных дей­ствий, а так­же про­ник­но­ве­ние пред­ста­ви­те­лей вла­сти в жили­ще и иные объ­ек­ты, нахо­дя­щи­е­ся в соб­ствен­но­сти или ином пра­ве, допус­ка­ет­ся лишь на осно­ва­нии судеб­но­го реше­ния. Поэто­му такие дей­ствия про­ку­ра­ту­ры долж­ны быть осу­ществ­ле­ны толь­ко в рам­ках рас­смот­ре­ния заяв­ле­ний (жалоб), и рас­сле­до­ва­ния уго­лов­ных дел. В целях при­ве­де­ния в соот­вет­ствие ука­зан­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­на с поло­же­ни­я­ми Кон­сти­ту­ции КР, в ста­тьях 34, 36 и 38 кон­сти­ту­ци­он­но­го зако­на КР «О про­ку­ра­ту­ре КР» пред­ла­га­ет­ся исклю­чить излиш­ние пол­но­мо­чия про­ку­ро­ра по осмот­ру поме­ще­ния (и нахо­дя­щих­ся в них объ­ек­тов) сле­до­ва­те­ля, сотруд­ни­ков орга­на дозна­ния и уго­лов­но-пра­во­вой статистики.
Подроб­нее: kg​.akipress​.org/​n​e​w​s​:​1​9​0​6​7​0​2​?​f​=cp