Становление и развитие института адвокатуры – это постоянный и системный процесс. В течение последних 10 лет в жизнедеятельности адвокатского сообщества произошли определенные позитивные перемены к лучшему.

Однако есть отдельные нерешенные вопросы развития в управленческом секторе как в Совете адвокатов – локомотива института адвокатуры, в частности, отсутствие четко поставленной созидательной цели и задачи стратегического и ближайшего развития сообщества, недостаточной слаженности команды – членов Совета, слабой нормотворческой и практической деятельности Совета адвокатов по защите и продвижении прав и интересов адвокатов в государственных структурах, повышению статуса адвоката в судебной системе, внедрению мировых стандартов адвокатской деятельности.

Обладая совместными видениями по вышеуказанным вопросам, мы поставили следующие приоритеты в продвижении института адвокатуры.

 

  1. В законодательной сфере:

– внесение изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» и устав адвокатуры по демократизации сообщества адвокатов, внедрения демократических принципов в систему адвокатского управления, в частности, упразднение филиала как антидемократического института системы адвокатуры, Общее собрание ТА, должны избирать членов правления и председателей правления, а не назначаться председателем Совета АКР;

– расширение состава Совета адвокатуры за счет автоматического введения в членство Совета председателей правлений территориальных адвокатур;

– придание в перспективе территориальным адвокатурам самостоятельного статуса юридического лица, а далее равноправного объединения территориальных адвокатур в одно некоммерческое объединение профессиональных юридических и частных лиц (адвокатов) в виде Ассоциации сообщества адвокатов Кыргызской Республики на координационной основе;

– повышение статуса адвоката на законодательном уровне с его процессуальными государственными оппонентами – следователями силовых структур и сотрудниками прокуратуры;

– выдвижение адвокатов по рекомендации Совета АКР на общих и равных условиях на государственные должности государственных и правоохранительных органов на открытой, конкурсной и прозрачной основе, в том числе на вакантные должности в органах прокуратуры, МВД и суда (по опыту Европы и США);

– законодательное предложение – рекомендация в Жогорку Кенеш обеспечение сменяемости (ротации) участников суда (судья – гособвинитель – адвокат между собой) в соответствии с общепринятой мировой судебной практикой;

– внедрение реальной состязательности и равноправия сторон обвинения, защиты в суде, выравнивание полномочий государственного обвинения и защиты;

– расширение полномочия адвоката в самостоятельном добывании и обеспечении доказательств на любой стадии процесса (введение в УПК Протокола опроса свидетеля адвокатом как самостоятельного источника доказательств);

– разработка института досрочного отзыва членов Совета АКР и членов Правления ТА в случае нарушения норм этики и непрофессионализма в принятии управленческих решений;

– внедрение института ежегодной сменяемости (либо перевыбора) председателя Совета АКР путем тайного голосования для поддержания тонуса и подвижности деятельности руководителя Сообщества.

 

  1. Финансово материальное обеспечение института адвокатуры:

– строительство и возведение на месте «старого дома на Моссовете» нового современного 3 этажного корпуса (первый этаж: – офисные кабинеты для правлений АКР и БТА, второй этаж: – конференц-зал, третий этаж – гостиничный холл для гостей и коллег из за рубежа) за счет имеющихся и поступающих собственных средств адвокатуры либо на договорной взаимовыгодной основе со строительными компаниями;

– пролоббирование в компетентных государственных органах о предоставлении в зданиях суда кабинета для адвокатов для подготовки к процессам либо помещения, обособленного пункта-кабинета на территории суда).

– совершенствование и оптимизация аппарата управления адвокатуры:

введение Ревизионной комиссии и Комиссии по этике двум крупным адвокатским территориям гор. Бишкек и Ош;

– сокращение штата аппарата с единой финансовой системой АКР и ТА;

– введение внешнего аудита с ежегодным заключением;

– распределение вступительных взносов в раскладе 75 процентов ТА, 25 – процентов на нужды аппарата Совета АКР;

– разумная зарплата для выборных должностей состава Совета АКР и аппарату управления АКР в размере 25-30 тыс. сом.

 

III. Создание делового климата во взаимоотношения коллег:

– непримиримая и принципиальная борьба с корпоративной коррупцией, семейственностью и панибратством (создание телефона доверия);

– набор в штат аппарата персонала на конкурсной и прозрачной основе по решению членов Совета АКР, ответственных за кадровое решение;

– стимулирование активных адвокатов, участвующие в развитии института адвокатуры различными поощрениями, в том числе грамотами государственного и ведомственного уровня, денежными премиями и международными поездками по обмену опытов.

 

  1. Концептуальное развитие института адвокатуры в перспективе на уровне мировой адвокатской практики:

– имплементация международно-правовых стандартов адвокатской деятельности, опыта мировой адвокатской практики в кыргызскую модель института адвокатуры;

– активный обмен опытом адвокатской практики со странами СНГ и дальнего зарубежья (Европа и США);

– заключение меморандумов и договоров сотрудничества зарубежными партнерскими адвокатскими организациями, оказание взаимных юридических услуг и содействий;

– направление на стажировку в зарубежные организации компетентных и активных адвокатов, а не только аппарат или выборный состав управленческой структуры адвокатуры из принципа «каждому только по разу» для широкого охвата адвокатов Кыргызской Республики.