ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
об отказе в принятии к производству ходатайства
Раимбабаева Нургазы Кемеловича
14 июня 2022 года город Бишкек
Коллегия судей Конституционного суда Кыргызской Республики в
составе: Касымалиева М.Ш., Жумабаева Л.П., Дуйшеева К.А., при секретаре
Оморкановой Г.А., рассмотрев обращение Раимбабаева Н.К.,
У С Т А Н О В И Л А:
В Конституционный суд Кыргызской Республики 18 мая 2022 года
поступило ходатайство Раимбабаева Н.К. о проверке соответствия частей 1, 3
статьи 16, статьи 17 Закона Кыргызской Республики «О государственной
гражданской службе и муниципальной службе», подпункта «а» пункта 7 части
1 статьи 36 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Верховном
суде Кыргызской Республики и местных судах», пункта 6 статьи 11 Закона
Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и
органах местного самоуправления» части 3 статьи 37 Конституции
Кыргызской Республики.
Из ходатайства заявителя следует, что частями 1, 3 статьи 16 Закона
«О государственной гражданской службе и муниципальной службе»
определен порядок поступления на государственную гражданскую службу и
муниципальную службу путем назначения руководителем государственного
органа на соответствующую должность кандидата, претендующего на
вакантное место, из резерва кадров, а также путем ротации государственного
гражданского служащего, муниципального служащего при соответствии их
квалификационным требованиям, установленным законодательством.
Статья 17 указанного Закона регламентирует порядок поступления на
государственную гражданскую службу и муниципальную службу в особом
(внеконкурсном) порядке.
Субъект обращения считает, что в законодательстве отсутствует общая
для всех государственных органов система отбора кадров, механизм равной
состязательности и единый порядок поступления на государственную и
муниципальную службу.
В некоторых государственных органах, по мнению заявителя,
функционирует резерв кадров, в который кандидаты включаются по итогам
тестирования и собеседования, а в других (местные суды, местные
государственные администрации) назначение может осуществляться
руководителем в особом порядке, то есть, без проведения специальной
процедуры отбора, в том числе, без проведения тестирования для выявления
профессиональных качеств претендента.
В этой связи, как отмечено в ходатайстве, наделение руководителя
государственного органа, в том числе, руководителя местной
государственной администрации и суда, правом назначения кандидатов на
вакантные должности по своему усмотрению, не имеет объективного и
разумного оправдания и не соотносится с конституционно значимыми
целями. Тем более, по мнению заявителя, возникают коррупционные риски
назначения лиц на вакантные должности посредством подкупа, либо
предоставления привилегий лицам, имеющим родственную или иную
близкую связь с руководителем государственного органа, что,
соответственно, приводит к ограничению конституционных гарантий других
граждан на равные права, равные возможности при поступлении на
государственную и муниципальную службы.
Заявитель также считает, что оспариваемые нормы не соответствуют и
статье 7 Конвенции ООН, раскрывающей вопросы борьбы с коррупцией.
С учетом изложенного, субъект обращения просит признать
оспариваемые нормы противоречащими Конституции.
Коллегия судей, изучив ходатайство Раимбабаева Н.К., заслушав
информацию судьи Касымалиева М.Ш., проводившего на основании части 2
статьи 30 конституционного Закона «О Конституционном суде Кыргызской
Республики» соответствующую проверку, пришла к следующим выводам.
Частью 3 статьи 97 Конституции установлено, что каждый вправе
оспорить конституционность закона, если считает, что ими нарушаются права
и свободы, признаваемые Конституцией.
В соответствии с требованиями пункта 9 части 4 статьи 27
конституционного Закона «О Конституционном суде Кыргызской
Республики» в обращении должны быть указаны позиция обращающегося по
поставленному им вопросу и его правовое обоснование со ссылкой на
соответствующие нормы Конституции. При этом, между предметом
регулирования оспариваемой нормы и конституционным установлением
должна непременно прослеживаться неразрывная системная связь.
Данное требование означает, что доводы заявителя должны носить
правовой характер, находиться в системной связи с конституционным
установлением и вызывать очевидное сомнение в конституционности
регулятивного воздействия оспариваемой им нормы права.
Однако в представленном обращении заявитель не привел в обоснование
своей позиции каких-либо аргументов правового характера,
свидетельствующих о наличии неопределенности в вопросе соответствия
оспариваемых норм положениям Конституции, которые являются
непременным условием рассмотрения дела в рамках конституционного
судопроизводства.
Коллегия считает, что принцип равных возможностей и запрета
дискриминации не исключает особого подхода к правовому регулированию
профессиональной деятельности государственных служащих, что и нашло
отражение в законодательстве Кыргызской Республики.
Так, в реализацию части 3 статьи 37 Конституции принят Закон
«О государственной гражданской службе и муниципальной службе», которым
определен порядок поступления, прохождения, прекращения государственной
гражданской службы и муниципальной службы.
В соответствии с Законом «О местной государственной администрации
и органах местного самоуправления» местная государственная администрация
деятельностью которой руководит соответствующий руководитель,
обеспечивает проведение государственной политики в области
государственной и муниципальной службы (статьи 7 и 8).
При этом, перечень отдельных административных должностей в разрезе
государственных органов, органов местного самоуправления, назначение на
которые осуществляется в особом порядке определены в реестре
государственных и муниципальных должностей, утвержденного Указом
Президента Кыргызской Республики от 31 января 2017 года.
Также законодатель распространил действие законодательства о
государственной службе на судей Верховного суда и местных судов,
сотрудников аппаратов судов в той мере, в которой не урегулировано
конституционным Законом «О Верховном суде Кыргызской Республики и
местных судах» (статья 1).
В соответствии с указанным конституционным Законом председатели
местных судов вносят представления директору Судебного департамента о
назначении и освобождении государственных служащих аппаратов судов
(статьи 36 и 41). В свою очередь, он в соответствии с пунктом 23 Положения
о Судебном департаменте при Верховном суде, утвержденного решением
Совета судей от 14 января 2022 года, назначает государственных служащих
аппаратов местных судов и освобождает их от должности в соответствии с
законодательством.
Таким образом, коллегия судей не видит неопределенности в вопросе о
том, соответствуют ли оспариваемые нормы части 3 статьи 37 Конституции
Кыргызской Республики.
Необходимо отметить, что некоторые особенности вопросов доступа к
государственной службе уже были предметом рассмотрения
Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики и ее
правовая позиция зафиксирована в решениях от 30 апреля 2014 года и от 18
февраля 2015 года.
В частности, в них говорится, что право граждан на занятие любой
государственной должности без всякой дискриминации не означает, что
гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана предоставить
ему запрашиваемую должность. В этой связи законодатель вправе при
осуществлении правового регулирования трудовых отношений устанавливать
различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и
роду деятельности категориям, и вводить особые правила, касающиеся
порядка замещения отдельных должностей и оснований освобождения от
должности, если эти различия являются объективно оправданными,
обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
В соответствии с пунктами 1, 5 части 3, частью 5 статьи 30,
конституционного Закона «О Конституционном суде Кыргызской
Республики», коллегия судей отказывает в принятии к производству
обращения, если оно по форме и содержанию не соответствует его
требованиям, и конституционность указанного в обращении вопроса ранее
проверялась и имеется акт, сохраняющий свою силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2, пунктами 1,
5 части 3, частью 5 статьи 30 конституционного Закона «О Конституционном
суде Кыргызской Республики», коллегия судей Конституционного суда
Кыргызской Республики
О П Р Е Д Е Л И Л А:
1. Отказать в принятии к производству ходатайство Раимбабаева Н.К. о
проверке соответствия частей 1, 3 статьи 16, статьи 17 Закона Кыргызской
Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной
6
службе», подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 36 конституционного Закона
Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и
местных судах», пункта 6 статьи 11 Закона Кыргызской Республики
«О местной государственной администрации и органах местного
самоуправления» части 3 статьи 37 Конституции Кыргызской Республики.
2. Возвратить представленные материалы заявителю.
3. Настоящее определение может быть обжаловано заявителем в
Конституционный суд в течение трех месяцев.
Коллегия судей: М.Ш. Касымалиев
Л.П. Жумабаев
К.А. Дуйшеев