Самат Матцаков, 29 ноября 2024 г.
Самат Мат­ца­ков, 29 нояб­ря 2024 г.

 

Адво­ка­ту­ра Кыр­гыз­ста­на высту­пи­ла с заяв­ле­ни­ем по пово­ду дела адво­ка­та Сама­та Мат­ца­ко­ва, кото­рый был водво­рен под стра­жу до 30 декаб­ря 2024 года в свя­зи с подо­зре­ни­я­ми по ста­тье «Мошен­ни­че­ство». В част­но­сти, отме­че­но, что уго­лов­ное дело в отно­ше­нии адво­ка­та в свя­зи с его про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью может быть воз­буж­де­но толь­ко uен­про­ку­ро­ром КР либо его заместителем.

Авто­ры обра­ще­ния так­же заме­ти­ли, что слу­чив­ше­е­ся вызы­ва­ет «серьез­ные сомне­ния отно­си­тель­но соблю­де­ния прин­ци­пов неза­ви­си­мо­сти адво­ка­ту­ры и гаран­тий адво­кат­ской дея­тель­но­сти, преду­смот­рен­ных наци­о­наль­ным зако­но­да­тель­ством и меж­ду­на­род­ны­ми нор­ма­ми», так как, по сло­вам само­го Мат­ца­ко­ва и его защит­ни­ка, дей­ствия пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов свя­за­ны с про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью адвоката.

Как напом­ни­ли в Адво­ка­ту­ре, поло­же­ния о роли адво­ка­тов, при­ня­тые VIII Кон­грес­сом ООН по пре­ду­пре­жде­нию пре­ступ­ле­ний и обра­ще­нию с пра­во­на­ру­ши­те­ля­ми (Гава­на, 1990 год), пря­мо преду­смат­ри­ва­ют: адво­ка­ты не долж­ны отож­деств­лять­ся с их кли­ен­та­ми или дела­ми, кото­ры­ми они зани­ма­ют­ся. А соглас­но зако­ну «Об Адво­ка­ту­ре КР и адво­кат­ской дея­тель­но­сти», запре­ща­ет­ся пре­пят­ство­ва­ние адво­кат­ской дея­тель­но­сти каким бы то ни было обра­зом. Кро­ме того, адво­кат «само­сто­я­те­лен при осу­ществ­ле­нии адво­кат­ской дея­тель­но­сти, в выбо­ре средств и спо­со­бов защи­ты прав и инте­ре­сов лиц, обра­тив­ших­ся за юри­ди­че­ской помощью».

В обра­ще­нии так­же при­ве­де­ны нор­мы зако­но­да­тель­ства КР о том, что обыск поме­ще­ния адво­ка­та, выем­ка его кор­ре­спон­ден­ции, изъ­я­тие доку­мен­тов и про­чее допус­ка­ет­ся лишь в исклю­чи­тель­ных случаях.

В свя­зи с этим Адво­ка­ту­ра при­зва­ла ком­пе­тент­ные орга­ны гаран­ти­ро­вать Мат­ца­ко­ву «пра­во на защи­ту и недо­пу­сти­мость необос­но­ван­но­го дав­ле­ния», про­ве­сти «тща­тель­ную и объ­ек­тив­ную про­вер­ку закон­но­сти дей­ствий след­ствен­ных орга­нов», а так­же пре­кра­тить любые дей­ствия, направ­лен­ные на под­рыв неза­ви­си­мо­сти адвокатуры.

В заклю­че­ние было ска­за­но, что Адво­ка­ту­ра «остав­ля­ет за собой пра­во обра­тить­ся к меж­ду­на­род­ным пра­во­за­щит­ным организациям».

 

Адвокат Самат Матцаков.

Читай­те также

Пра­во­за­щит­ни­ки сооб­щи­ли о задер­жа­нии адво­ка­та Сама­та Матцакова

Сама­та Мат­ца­ко­ва задер­жа­ли 29 нояб­ря. В бесе­де с жур­на­ли­ста­ми он заявил, что слу­чив­ше­е­ся свя­за­но с его про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью: «Это из-за моей рабо­ты адво­ка­том. Воз­бу­ди­ли уго­лов­ное дело по ста­тье «Мошен­ни­че­ство», но изъ­яли дик­то­фон и дис­ки по делу Има­ми­ди­на Ташо­ва. Я знал, что так будет, пото­му что бук­валь­но на про­шлой неде­ле выяс­ни­лось, что у меня сто­ит запрет на выезд за пре­де­лы стра­ны. И тогда меня тоже вызы­ва­ли на допрос».

В ночь на 30 нояб­ря Пер­во­май­ский рай­суд Биш­ке­ка заклю­чил его под стра­жу на месяц в СИЗО ГКНБ. Тогда же ста­ло извест­но, что ему вме­ня­ют мошен­ни­че­ство в круп­ном раз­ме­ре (часть 3 ста­тьи 209 УК КР) и под­дел­ку доку­мен­тов (часть 3 ста­тьи 379 УК КР).

Мат­ца­ков явля­ет­ся адво­ка­том акы­на Аска­та Жети­ге­на, кото­ро­го Сверд­лов­ский рай­суд Биш­ке­ка при­знал винов­ным по ста­тье 327 («Пуб­лич­ные при­зы­вы к насиль­ствен­но­му захва­ту вла­сти») УК КР, в свя­зи с его видео­об­ра­ще­ни­ем в мар­те 2021 года и при­го­во­рил к трем годам лише­ния свободы.

Так­же адво­кат защи­ща­ет инте­ре­сы биз­не­сме­на и осно­ва­те­ля стро­и­тель­ной ком­па­нии «КЖ групп» Има­ми­ди­на Ташо­ва, нахо­дя­ще­го­ся под аре­стом с апре­ля 2024 года по подо­зре­нию в при­зы­вах к захва­ту власти.