В Кыргызстане разгорелась дискуссия вокруг предложенного администрацией президента законопроекта о лишении Генеральной прокуратуры КР функций следствия. Документ был вынесен на общественное обсуждение 20 апреля.
Согласно проекту полномочия по проведению следствия предлагается передать Государственному комитету национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана и Министерству внутренних дел (МВД) республики.
По словам авторов поправок, эти изменения были разработаны «в целях предотвращения коррупционных проявлений и конфликта интересов при проведении досудебного производства органами прокуратуры, обеспечения принципа сдержек и противовесов в системе правоохранительных органов».
Но среди общественности высказываются мнения, что проект повлечет усиление ГКНБ, которое получает слишком много прав. Поэтому отдельные юристы предлагают создать отдельный следственный орган, который не будет зависеть от каких-либо силовых структур.
Пояснение администрации президента
В администрации главы государства подчеркивают, что «данные предложения основываются в первую очередь на системе сдержек и противовесов, а также исходят из опыта следователей органов внутренних дел в расследовании разного рода преступлений».
«Согласно действующему законодательству органы прокуратуры сами проводят досудебное производство, то есть следствие, и сами же осуществляют надзор за соблюдением законности при осуществлении следствия органами прокуратуры. Таким образом, открывается возможность для коррупционных проявлений и конфликта интересов, ослабляя усилия государства по борьбе с преступностью и коррупцией… Выведение из органов прокуратуры следственных функций послужит инструментом для консолидации поля деятельности прокуратуры при осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов КР, и является одним из шагов, направленных на восстановление авторитета закона и возвращение доверия граждан к институтам власти», − говорится в справке-обосновании к проекту.
При этом следователям военной прокуратуры оставляют полномочия вести следствие по уголовным делам, которые были совершены военнослужащими или призванными на сборы военнообязанными.
Правозащитница Азиза Абдирасулова считает, что данным законопроектом фактически предлагается наделить ГКНБ приоритетными полномочиями:
«Раньше у органов прокуратуры была функция надзора. Они также могли вмешаться в определение меры пресечения подозреваемым по каким-либо делам. Но теперь это очень ослабленная структура. Они теперь не могут даже осуществлять надзор за следствием. Мы видим это на примере проводимого сейчас расследования по «Кемпирабадскому делу». Несмотря на то, что полномочия по определению меры пресечения [задержанных] перешли к судам, сами видите — последние фактически лишь работают в качестве секретарей. А все права теперь только у ГКНБ, который занимается не только своими прямыми обязанностями, вроде внутренней и внешней разведки, государственной безопасности, но также присвоил функции следствия, контролируя милицию, суды, прокуратуру. С правовой точки зрения это очень опасный прецедент».
Напомним, функции следствия прокуратуре вернули в 2021 году. И уже тогда высказывалась критика по этому поводу. Противники инициативы отмечали, что неправильно, когда надзорный орган сам расследует дело, а потом сам же выступает обвинителем в суде.
«Сами расследуют, сами и обвиняют»
Между тем ассоциация «Юристы Кыргызстана» приветствует эту инициативу администрации президента. Член объединения, юрист Эркин Саданбеков в интервью «Азаттыку» отметил следующее:
«Прокуратура – это государственный орган, призванный осуществлять надзор за соблюдением и обеспечением законности. Он должен контролировать соблюдение законов, защищающих права и интересы граждан, государства, организаций и в целом общественности в борьбе с преступностью и коррупцией. Основные ее обязанность заключается именно в этом. А наделение прокуратуры полномочиями по ведению различного рода расследований изначально представляло конфликт интересов, так как фактически это означало, что прокуратура сама возбуждает уголовное дело, сама его расследует, а потом сама же выступает обвинителем в суде. Поэтому мы считаем верным решение о ликвидации их права по ведению следствия с возвращением к прежним нормам».
При этом в ассоциации считают, что необходимо создать независимый от правоохранительных органов следственный орган.
«Нам нужная такая структура, которая не будет подчиняться ни одной силовой структуре, работая по принципу «единого окна». Это требование времени. Все знают, что на сегодня следствие стало «карманом» соответствующих отделов милиции и спецслужбы. А с появлением отдельного следственного комитета можно было бы пресечь коррупцию в силовых ведомствах», − заключил Эркин Саданбеков.
А вот депутат Жогорку Кенеша Исхак Масалиев считает неверным полностью отстранять органы прокуратуры от следствия:
«Мы должны оставить за ними право отстранения от должности, передачи следствия из одного органа в другой, надзора за расследуемыми уголовными делами и дачи решающего заключения. К примеру, Генпрокуратура ранее возбудила семь уголовных дел в отношении Министерства здравоохранения, а следователь МВД их просто прекратил. И подобные вещи будут происходить и впредь».
«Как решит президент»
В Генеральной прокуратуре инициативу администрации президента официально пока не комментируют. Но ранее, 11 апреля, в Жогорку Кенеше, отвечая на вопросы депутата Жанарбека Акаева , глава надзорного органа Курманкул Зулушев рассказал об этих планах:
«Проводятся обсуждения забрать у Генпрокуратуры следствие и передать двум правоохранительным органам или создать отдельный следственный департамент. Нам нужны реформы. В зависимости от того, какое решение примет президент, будут предприниматься действия. Пока это обсуждения, официально информация не распространялась, поэтому я не могу сообщить подробности».
В 2019 году в рамках судебно-правовой реформы был обновлен Уголовно-процессуальный кодекс, в новой редакции которого органы прокуратуры лишили функции проведения следствия.
Но пришедшее к власти после октябрьских событий 2020 года новое руководство страны внесло изменения в эти кодексы, и в 2021 году в Генпрокуратуре вновь появилось Следственное управление.