Оглавление
1. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…………………………………………………………………………………………….. 2
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ …………………………………………………………………………………….. 3
3. МИССИЯ АДВОКАТУРЫ…………………………………………………………………………………………………… 5
4. ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ …………………………………………………………………………………….. 6
5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ ……………………….. 6
5.1. Достижение институциональной устойчивости ……………………………………………………………. 6
Задача 5.1.1. Обеспечить прозрачность и подотчетность деятельности коллегиальных
органов управления………………………………………………………………………………………………………….. 6
Задача 5.1.2. Обеспечить своевременную и качественную реализацию решений органов
управления (Съезда, Общего собрания)…………………………………………………………………………… 7
Задача 5.1.3. Оптимизировать процедуры формирования коллегиальных органов
управления ……………………………………………………………………………………………………………………….. 7
Задача 5.1.4. Реформировать Комитеты Адвокатуры (Комитет по защите
профессиональных прав адвокатов, Комитет по повышению квалификации, Комитет по
законодательству, Комитет по социальным вопросам)…………………………………………………… 7
Задача 5.1.5. Внедрить современную систему управления в финансово-хозяйственной
сфере и сфере управления человеческими ресурсами……………………………………………………… 8
Задача 5.1.6. Обеспечить функционирование эффективных коммуникационных связей
на уровне профессионального сообщества, органов управления и территориальных
подразделений…………………………………………………………………………………………………………………… 8
Задача 5.1.7. Усилить институциональный потенциал Территориальных адвокатур и их
аппаратов………………………………………………………………………………………………………………………… 10
5.2. Усиление профессионального статуса адвоката………………………………………………………….. 10
Задача 5.2.1. Повысить профессиональный статус адвоката через непрерывное
повышение квалификации …………………………………………………………………………………………….. 10
Задача 5.2.2. Обеспечить защиту профессиональных прав адвокатов ………………………….. 11
Задача 5.2.3. Привлекать адвокатское сообщество к научной и экспертной деятельности
…………………………………………………………………………………………………………………………………………. 11
Задача 5.2.4. Взаимодействовать с органами государственной власти по вопросам,
относящимся к сфере деятельности Адвокатуры ………………………………………………………….. 12
Задача 5.2.5. Содействовать совершенствованию системы допуска к профессии адвоката
…………………………………………………………………………………………………………………………………………. 12
5.3. Усиление нормативных правовых и институциональных основ соблюдения
адвокатами норм профессиональной этики ………………………………………………………………………. 13
Задача 5.3.1. Создать систему рассмотрения обращений, жалоб и заявлений о нарушении
адвокатами норм профессиональной этики наилучшим образом способствующую
соблюдению права граждан на квалифицированную юридическую помощь……………….. 13
Задача 5.3.2. Обеспечить методическую и экспертную поддержку деятельности
Дисциплинарных комиссий Территориальных адвокатур……………………………………………. 13
1. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Настоящий документ представляет собой концептуальное видение развития
Адвокатуры Кыргызской Республики (далее – Адвокатура) до 2022 года, а также
конкретные меры, шаги и этапы, необходимые для реализации выбранного вектора
развития.
Конституция Кыргызской Республики, принятая референдумом 2010 года, поставив
новые задачи перед всеми ветвями государственной власти, определила Адвокатуру как
самоуправляемое профессиональное сообщество, тем самым, обеспечила ей признание на
конституционно-правовом уровне. Конституционно закреплено, что правовой статус
адвокатов и порядок осуществления адвокатской деятельности определяется специальным
законодательным актом, который, в свою очередь, был принят в 2014 году и, безусловно,
ознаменовал новый этап в развитии Адвокатуры. Вышеуказанный закон представляет
собой комплексный нормативный правовой акт, регламентирующий как
институциональные основы осуществления Адвокатурой деятельности в качестве
профессионального сообщества, так и отдельные вопросы, относящиеся к формированию
собственно института Адвокатуры.
Следует отметить, что в отличие от иных общественных институтов, Адвокатура не
может быть идентифицирована исключительно как политический институт либо как
институт гражданского общества. Адвокаты Кыргызской Республики, имея монополию на
защиту прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе в качестве обвиняемых или
подсудимых, выступают в качестве членов профессионального сообщества, практическая
деятельность которого создает правоприменительную практику.
По этой причине Адвокатура является активным и действенным участником всех
общественных и правовых процессов, связанных с преобразованием судебной системы
Кыргызской Республики, дальнейшим построением правового демократического
государства. Адвокат выступает в качестве гаранта защиты интересов гражданина в рамках
закона. Изначально предопределенная процессуальная роль налагает на адвоката
значительную ответственность, а на профессиональное сообщество – обязанность
разработать и реализовать единые профессиональные, объективно обусловленные
стандарты и критерии эффективности адвокатской деятельности.
Таким образом, Адвокатура выполняет значимую социальную функцию. Тем не
менее, на сегодняшний день адвокатское сообщество выглядит разрозненным,
сегрегированным. Адвокаты, работающие в региональных территориальных адвокатурах,
зачастую лишены доступа к возможностям профессионального роста. Адвокаты,
работающие в крупных городах Кыргызской Республики, испытывают сложности с
организацией конкурентной среды. Общей для всех адвокатов Кыргызской Республики
проблемой является наличие несистемного подхода к повышению квалификации
адвокатов, что лишает их возможности своевременно и качественно улучшать уровень
своих профессиональных знаний.
При этом постепенная трансформация общества из безразличного к правовым
процессам в активного участника, происходящего в государстве выступает фактором,
обусловливающим повышенное внимание как граждан, так и государства к
профессиональной адвокатской деятельности. Как и многие институты в нашем
государстве, Адвокатура нуждается в обеспечении и поддержании системного подхода на
нормативном, институциональном, кадровом и финансовом уровнях. Адвокатура должна
не только осознавать исторические этапы становления себя как профессионального
адвокатского сообщества, но и понимать те конечные цели и перспективы, которые служат
ориентиром для любого вида деятельности, реализуемого сообществом.
Отсутствие понятных и объективированных целей, согласованных с большинством
членов самоуправляемого сообщества, чревато хаотичным развитием этого важнейшего
института гражданского общества Кыргызской Республики. Здесь же следует отметить, что
эффективная реализация судебной системы объективно невозможна без определения роли
адвоката и Адвокатуры в системе обеспечения доступа к правосудию и защиты прав и
свобод граждан.
Нужно отметить, что вопрос о разработке соответствующего концептуального
документа, который определял бы дальнейшее направление развития Адвокатуры, не раз
поднимался на самых различных уровнях.
Настоящая Концепция развития Адвокатуры является ответом профессионального
сообщества на риски и вызовы, с которыми сталкивается адвокатское сообщество.
Концепция призвана обеспечить решение задач, стоящих перед Адвокатурой в условиях
современной общественно-политической ситуации Кыргызской Республики с учетом
актуальных процессов в ходе судебной реформы и дальнейших преобразований
институционального характера в рамках принятых Кыргызской Республикой
международных обязательств.
Целью Концепции является построение эффективной, современной, стабильной
организации – самоуправляемого профессионального сообщества, которое соответствовало
бы как требованиям законодательства Кыргызской Республики в части, касающейся
квалификации и соблюдения этических требований членами такого сообщества, так и
ожиданиям общества от профессиональной деятельности адвокатов, направленной на
всемерную защиту прав и свобод граждан. Концепция содержит ключевые направления
развития и реформирования Адвокатуры на среднесрочный период до 2022 года. Она
призвана предотвратить хаотичность в деятельности Адвокатуры, обеспечить стабильное,
поступательное развитие, оптимизацию институциональных форм Адвокатуры, устранение
дублирующих функций в управленческом аппарате, а также формирование позитивного
отношения в обществе к фигуре адвоката как участника процессуальных действий.
Концепция базируется на анализе предшествующего опыта деятельности
Адвокатуры и изучении современных международных практик деятельности аналогичных
сообществ. Составной частью Концепции является план конкретных мероприятий,
необходимое ресурсное обеспечение и краткое описание проектов, реализуемых в рамках
данной Концепции.
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ
Адвокатура Кыргызской Республики в ее современной законодательной трактовке
характеризуется крайне незначительным по историческим меркам периодом
существования. Тем не менее, за это время были сделаны некоторые важные шаги, которые
позволили говорить о наличии Адвокатуры как профессионального самоуправляемого
сообщества. К таким шагам относится, прежде всего, создание локальной нормативной
базы, а также институциональные достижения Адвокатуры.
Однако, помимо достижений, существует ряд актуальных проблем, с которыми
сталкивается Адвокатура и иные участники соответствующих общественных и правовых
процессов, в которые вовлекаются представители адвокатского сообщества. Такие
проблемы зачастую нивелируют или полностью искажают смысл указанных достижений.
Необходимо понимать, что никакие удачные решения в части нормативного обеспечения
или стратегического планирования не окажут влияния на качественное становление и
устойчивое развитие Адвокатуры, если одновременно не будет проводиться масштабная
деятельность, связанная с постепенным изменением личностного и профессионального
статуса каждого конкретного адвоката, являющегося членом сообщества.
Именно проблемные аспекты в статусе адвоката как центральной фигуры
профессионального сообщества являются одним из препятствий для дальнейшего
эффективного развития института в целом. На сегодняшний день профессиональный статус
адвоката достаточно подробно урегулирован целым комплексом нормативных правовых
актов, однако, в условиях современной действительности Кыргызской Республики видно,
что многие из них на практике не работают. Проблемы статуса адвоката следует разделить
на проблемы личностного свойства и профессионального характера. К первым относятся:
проблемы получения образования, проблемы дальнейшего повышения квалификации,
проблемы правосознания и восприятия требований этики. Ко вторым можно отнести:
проблемы реализации профессиональных прав в условиях процессуальных механизмов,
проблемы взаимодействия, проблемы выбора наиболее подходящей формы осуществления
деятельности.
Общая слабость учебных заведений Кыргызской Республики, которые выпускают
недостаточно квалифицированных в большинстве бакалавров по направлению
«Юриспруденция», не является как таковая таргетированным объектом
преобразовательной деятельности Адвокатуры. В ВУЗах Кыргызской Республики
отсутствует специализация «Адвокатура и права человека». Однако, если говорить об
институциональной памяти, преемственности традиций кыргызстанской адвокатуры,
необходимо обеспечить соответствующий потенциал молодых кадров, который в
настоящее время стремительно теряется на фоне большого количества
малоподготовленных выпускников. Откровенные пробелы в образовании имеют куда
большие последствия, чем кажется на первый взгляд. Адвокаты, будучи
непосредственными участниками правоприменительного процесса, обязаны владеть
полными и актуальными знаниями по предмету своей специализации. В противном случае
очевидно, что любые действия в рамках судебной реформы обречены на провал, поскольку
недостаточная квалифицированность участников судебного процесса изначально сводит к
нулю стремление разрешить правовую ситуацию в рамках закона. Экзамен, который
необходим для получения адвокатской лицензии, к сожалению, не является объективным
средством контроля имеющихся знаний, поскольку сама процедура прохождения экзамена,
а также подход к формулировке вопросов являются устаревшими и не отражающими
реальную картину.
Те члены профессионального сообщества, которые стремятся к восполнению
имеющихся пробелов, получению новых знаний, фактически лишены такой возможности,
поскольку деятельность Учебного центра адвокатов при Адвокатуре носит недостаточно
систематизированный характер и не охватывает всех желающих улучшить свое
образование. Более того, единая программа повышения квалификации требует
значительной доработки, равно как и общее понимание того, что именно следует знать
адвокатам на том или ином этапе развития общества и государственного строительства.
Правосознание адвокатов также является существенным затруднением в процессе
построения сильного самоуправляемого сообщества. Слабость отдельных институтов
государственной власти и коррумпированность государственного аппарата очень часто, вне
зависимости от желания самого адвоката, вынуждает его встраиваться в систему решения
правовых вопросов вне правового поля. Это чрезвычайно пагубно отражается как на самом
адвокате, уровень правосознания которого становится критично низким, так и на тех
гражданах, права которых защищает адвокат, используя неправовые инструменты. Все это
в совокупности делает попытки провести судебную реформу нереалистичными и
существенным образом подрывает авторитет адвоката как процессуальной фигуры, а также
как лица, призванного законными способами защищать права и свободы граждан.
Одним из наиболее часто встречающихся нареканий к деятельности адвоката как со
стороны граждан, так и со стороны других участников процесса, является невосприятие и,
соответственно, невыполнение адвокатом требований профессиональной этики. Это
говорит о низком уровне личностного сознания, о непонимании адвокатом необходимости
обеспечения этичного поведения как залога успешности его профессиональной
деятельности.
Поскольку деятельность правоохранительных органов несет на себе остаточные
элементы репрессивного подхода, адвокаты в условиях своей профессиональной
деятельности сталкиваются с неприятием, отторжением, отказом к взаимодействию,
неподчинением и прочими проявлениями профессиональной нетерпимости, которые
выказывают сотрудники правоохранительных и иных государственных органов. Фигура
адвоката ошибочно связывается со статусом правозащитника, что у многих
государственных органов вызывает негативную реакцию и препятствует эффективной
реализации адвокатом своих процессуальных прав. Отсутствие какой-либо серьезной
ответственности за воспрепятствование осуществлению адвокатом своих процессуальных
полномочий обусловливает негативное, иногда пренебрежительное, отношение иных
участников процесса к адвокату.
Большое количество и неравномерное распределение адвокатов в центральных
городах и регионах обусловливает отсутствие взаимодействия между ними. Отношение к
адвокатской деятельности, в первую очередь, как источнику получения дохода,
обусловливает возникновение конкуренции между адвокатами, которая препятствует и
эффективному общению, и обмену опытом, и совместному поиску решений общих для
сообщества проблем. Отдаленность регионов также отрицательно сказывается на общем
уровне взаимодействия, а также уровне квалификации адвокатов, который разнится
довольно существенным образом.
Неясность в институциональном и финансовом аспектах адвокатской деятельности
также вредит общему курсу устойчивого развития сообщества. Проблемы идентификации
адвокатской деятельности как предпринимательской либо социально значимой порождают
трудности в определении наиболее благоприятного режима налогообложения, равно как и
выбора соответствующей организационно-правовой формы. Это влияет на общую
структурированность институциональных основ деятельности Адвокатуры в целом.
Таким образом, поскольку Адвокатура есть самоуправляемое сообщество, развитие
такого сообщества всецело зависит от развития и статуса каждого члена такого сообщества.
Какие бы векторы развития не были выбраны, они окажутся несостоятельными, если не
будет проведена соответствующая работа, связанная с укреплением и поддержанием
личностного и профессионального статуса каждого адвоката – члена такого сообщества.
При этом, как только члены профессионального сообщества смогут ощутить на себе
конкретные результаты деятельности выбранного органа управления, автоматически будет
решен вопрос о финансовой устойчивости Адвокатуры. Если деятельность Адвокатуры
будет сконцентрирована на потребностях членов сообщества, взаимосвязь между
поддержанием финансовой автономии Адвокатуры и успешностью деятельности каждого
адвоката будет очевидна.
Таким образом, подобный подход позволит создать в Кыргызской Республике
сильное сообщество высококвалифицированных специалистов, занимающих твердую
общественную позицию, имеющих высокий уровень правосознания, стремящихся
обеспечить верховенство права за счет конкретных действий, предпринятых ими в рамках
процессуального статуса в каждом конкретном деле по защите прав гражданина.
3. МИССИЯ АДВОКАТУРЫ
Выражать и защищать интересы адвокатов, содействовать повышению
квалификации адвокатов и развитию адвокатской деятельности, а также поднятию
престижа адвокатской профессии для обеспечения доступа населения Кыргызской
Республики к справедливому правосудию и соблюдения принципов равноправия и
состязательности сторон в суде.
4. ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ
Сформировать сильное стабильное сообщество высококвалифицированных
адвокатов, обладающих полнотой юридических знаний и высоким уровнем правовой
культуры для усиления статуса адвоката как лица, осуществляющего защиту прав и
законных интересов граждан.
5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ
Для достижения вышеуказанной цели деятельность Адвокатуры будет
сосредоточена на следующих приоритетных направлениях.
5.1. Достижение институциональной устойчивости
Достижение институциональной устойчивости необходимо для придания
деятельности Адвокатуры системного, постоянного характера, для закрепления основных
структурных элементов Адвокатуры и определения нормативного порядка регламентации
их деятельности
Цель по данному направлению: создание эффективной системы функционирования и
взаимодействия всех органов управления, структур и филиалов Адвокатуры, позволяющей
своевременно и качественно представлять интересы каждого адвоката Кыргызской
Республики на основании принципов прозрачности, подотчетности и четкого разделения
обязанностей.
Задача 5.1.1. Обеспечить прозрачность и подотчетность деятельности
коллегиальных органов управления
Меры:
▪ Определить и утвердить на Съезде сумму вознаграждения из бюджета Адвокатуры
Кыргызской Республики для всех выборных должностей Адвокатуры;
▪ Ежегодно проводить внешний финансовый аудит деятельности Совета адвокатов и
Правлений Территориальных адвокатур, осуществлять публикацию ежегодного
отчета с аудиторским заключением;
▪ Усилить контроль со стороны адвокатского сообщества за деятельностью Совета
адвокатов и Правлений Территориальных адвокатур через замену Ревизионной
комиссии на регулярное проведение внешнего административного и финансового
аудита, как способа привлечения к мониторингу и оценке деятельности
исполнительных органов Адвокатуры
▪ высококвалифицированных узкопрофильных специалистов, и получения
экспертных рекомендаций по совершенствованию работы;
▪ Определить порядок проведения проверок и привлечения к дисциплинарной и
материальной ответственности членов выборных органов Адвокатуры посредством
разработки соответствующих механизмов и локальных документов;
▪ Разработать и ввести в действие систему ежеквартальной персональной отчетности,
членов Совета, членов Правлений Территориальных адвокатур, членов комитетов и
комиссий, сотрудников Аппарата Адвокатуры и сотрудников аппаратов
Территориальных адвокатур, в форме положений или регламентов и должностных
инструкций;
▪ Усовершенствовать критерии, процедуры отбора кандидатов для участия в
зарубежных командировках, установить порядок и формы персональной отчетности
по итогам командировок.
Задача 5.1.2. Обеспечить своевременную и качественную реализацию решений
органов управления (Съезда, Общего собрания)
Меры:
На уровне Совета:
▪ Разработать и утвердить календарный план мероприятий по реализации решений
Съезда, систему мониторинга выполнения указанного плана;
▪ Внедрить механизм ежеквартальной описательной и финансовой отчетности о ходе
реализации решений Съезда.
На уровне Территориальных адвокатур:
▪ Разработать и утвердить календарный план мероприятий по реализации решений
Общего собрания, систему мониторинга выполнения указанного плана;
▪ Внедрить механизм ежеквартальной описательной и финансовой отчетности о ходе
реализации решений Общего собрания.
Задача 5.1.3. Оптимизировать процедуры формирования коллегиальных органов
управления
Меры:
▪ Разработать и утвердить Положение о выборах членов Совета адвокатов
Адвокатуры, с учетом принципа пропорционального представительства 1:25, но не
более 50 процентов делегатов от одной Территориальной Адвокатуры и не менее
двух делегатов от каждой Территориальной адвокатуры;
▪ Разработать и утвердить квалификационные критерии для кандидатов в Совет
адвокатов и в Правление Территориальной адвокатуры;
▪ Разработать и утвердить должностные инструкции членов Совета адвокатов и
членов Правления Территориальной адвокатуры;
▪ Внедрить механизмы институциональной памяти, в том числе, через
представительство членов Совета и Председателей Правлений на Съезде в качестве
делегатов;
▪ Усовершенствовать и привести в соответствие с концептуальным видением
закрепленном в Законе Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской
Республики и адвокатской деятельности», где за Территориальными адвокатурами
закреплен статус филиала, принцип формирования коллегиального
исполнительного органа Территориальной адвокатуры через введение системы
назначения членов Правления Территориальной адвокатуры решением Совета
адвокатов, по представлению собраний адвокатов соответствующей территории, для
повышения уровня эффективности управления.
Задача 5.1.4. Реформировать Комитеты Адвокатуры (Комитет по защите
профессиональных прав адвокатов, Комитет по повышению квалификации,
Комитет по законодательству, Комитет по социальным вопросам)
Меры:
▪ Расформировать Комитеты Адвокатуры, как структуры, выполнившие стоявшие
перед ними задачи на этапе становления института Адвокатуры;
▪ На уровне Совета адвокатов ввести институт кураторства по предметносодержательному
принципу (защита профессиональных прав адвокатов, повышение
квалификации, социальные вопросы, совершенствование законодательных основ
адвокатской деятельности);
▪ На уровне Территориальных адвокатур на основании решения Общего собрания
сформировать профильные комитеты;
▪ Разработать типовые положения Комитетов Территориальных адвокатур согласно
стратегическим задачам развития Адвокатуры;
▪ Разработать и утвердить формы годового плана работ комитетов в Территориальных
адвокатурах;
▪ Организовать обмен опытом и внедрение лучших зарубежных практик в
деятельность комитетов в Территориальных адвокатурах;
▪ Организовать и провести обучающие мероприятий по профильным направлениям
комитетов в Территориальных адвокатурах.
Задача 5.1.5. Внедрить современную систему управления в финансово-хозяйственной
сфере и сфере управления человеческими ресурсами
Меры:
▪ Разработать и утвердить должностные инструкции с квалификационными
требованиями для каждой штатной единицы аппаратов Совета адвокатов и
Правлений Территориальных адвокатур;
▪ Внедрить систему персональной отчетности сотрудников;
▪ Разработать ежемесячные планы работы для всех сотрудников аппаратов Совета
адвокатов и Правлений Территориальных адвокатур с индикаторами выполнения;
▪ Обеспечить наем сотрудников аппаратов Совета адвокатов и Правлений
Территориальных адвокатур исключительно через проведение открытого конкурса;
▪ Провести реорганизацию аппарата Адвокатуры, по итогам мониторинга
индивидуальной трудовой нагрузки сотрудников аппарата, с целью сокращения
финансовых затрат на содержание из средств членских взносов, с возможным
переводом части сотрудников согласно объему и форме трудовой деятельности на
частичную занятость и/или удаленную работу.
▪ Усовершенствовать процедуры, регламентирующие организацию финансовохозяйственной
деятельности Совета адвокатов и Правления Территориальной
адвокатуры, через изучение лучших зарубежных практик и перенятие опыта;
▪ Организовать финансово-хозяйственную деятельность Территориальной
адвокатуры;
▪ Обеспечить необходимую материальную базу деятельности Территориальной
Адвокатуры;
▪ Создать целевые резервные фонды Территориальных адвокатур согласно
потребностям адвокатов Территории.
Задача 5.1.6. Обеспечить функционирование эффективных коммуникационных
связей на уровне профессионального сообщества, органов управления и
территориальных подразделений
Меры:
На уровне Совета:
▪ Организовать механизм эффективного взаимодействия «по вертикали»: Совет –
Территориальная адвокатура – Совет;
▪ Организовать механизм эффективного взаимодействия «по горизонтали»:
Территориальная адвокатура – Территориальная адвокатура;
▪ Ввести в Совете адвокатов кураторство по территориальному принципу, с
закреплением за каждым из девяти членов Совета адвокатов курирование одной из
девяти Территориальных адвокатур;
▪ Провести анализ эффективности и оценку работы по координации деятельности
Территориальных адвокатур, разработать рекомендации, обеспечить сбор
предложений, с последующим принятием мер по оптимизации данной работы;
▪ Обеспечить перевод в цифровой формат всех баз данных Адвокатуры;
▪ Обеспечить взаимодействие с Территориальными Адвокатурами посредством
электронной почты и иных средств связи через Интернет;
▪ Внедрить механизм принятия решений Советом через средства электронной и
мобильной связи;
▪ Создать механизм постоянного конструктивного диалога с адвокатскими
коллегиями, бюро, кабинетами, в том числе, через обеспечение информационной
поддержки их деятельности (предоставление площадки на сайте Адвокатуры
Кыргызской Республики для размещения информации о коллегии, бюро, кабинете;
размещение на сайте Адвокатуры и на аккаунтах Адвокатуры в социальных медиа
информации об успешных социально значимых кейсах);
▪ Улучшить коммуникации и взаимосвязи с Территориальными адвокатурами (в том
числе, налаживание коммуникации по ведению базы данных о членских взносах как
базового минимума; своевременное размещение актуальной информации о
действиях и научно-практических, обучающих, экспертных, социальных,
спортивных мероприятиях Территориальной адвокатуры на сайте Адвокатуры и на
аккаунтах Адвокатуры в социальных медиа; своевременное представление адвокатов
Территориальной адвокатуры к наградам и поощрениям на основании
соответствующего ходатайства, а также на основании обращения граждан –
благодарственные письма);
▪ Разработать информационную политику Адвокатуры и обеспечить ее реализацию, в
том числе, разработать и утвердить этические правила поведения адвоката как
представителя профессионального сообщества в социальных сетях.
На уровне Территориальных адвокатур:
▪ Донести политику Совета адвокатов до сведения каждого адвоката Территории;
▪ Закрепить в Типовом Положении о Территориальной адвокатуре права адвокатов
Территории инициировать проведение внеочередного Общего собрания;
▪ Обеспечить эффективное и постоянное взаимодействие с Советом адвокатов по всем
вопросам, связанным с адвокатской деятельностью;
▪ Принимать к рассмотрению жалобы и предложения по улучшению деятельности
Территориальной адвокатуры;
▪ Организовать эффективное взаимодействие и обмен опытом между
Территориальными адвокатурами, в том числе через ведение и постоянное
обновление странички в сети интернет на сайте Адвокатуры;
▪ Организовать рабочие площадки для обмена опытом;
▪ Наладить эффективную коммуникацию адвокат – Территориальная адвокатура –
адвокат, для своевременного сбора и обобщения предложений по вопросам
дальнейшего совершенствования институциональной основ деятельности
Адвокатуры и нормативных правовых основ адвокатской деятельности.
Задача 5.1.7. Усилить институциональный потенциал Территориальных адвокатур и
их аппаратов
Меры:
▪ Разработать и утвердить штатное расписание аппарата Территориальной
Адвокатуры, с закреплением штатных единиц координаторов пропорционально
количеству адвокатов Территории;
▪ Разработать и утвердить должностные инструкции членов Правления
Территориальной адвокатуры;
▪ Обеспечить реализацию системы ежеквартальной персональной отчетности членов
Правления Территориальной адвокатуры.
▪ Пересмотреть Устав Адвокатуры и Типовое Положение о Территориальной
адвокатуре, с целью усиления позиций Территориальных адвокатур, отнесения к их
ведению вопросов, связанных с защитой профессиональных прав адвоката, а также
с привлечением адвоката к дисциплинарной ответственности за нарушения
адвокатской этики;
▪ Разработать и обеспечить политику функционирования и развития Территориальной
адвокатуры, согласно решениям, принятым Съездом, Общим собранием и Советом
адвокатов;
▪ Ввести механизм кураторства в Правлении Территориальной адвокатуры
(персональная ответственность) по предметно-содержательному принципу;
▪ Усилить менеджмент Территориальной адвокатуры для улучшения качества услуг,
предоставляемым адвокатам Территории;
▪ Усилить аппарат Территориальной адвокатуры, в том числе, в компоненте PR и
взаимодействии со средствами массовой информации, государственными и
негосударственными структурами;
5.2. Усиление профессионального статуса адвоката
Цель по данному направлению: содействие профессиональному становлению адвоката с
позиций его квалификации и приверженности высоким стандартам качества работы.
В данном направлении деятельности запланирована разработка Концепции адвокатской
деятельности в Кыргызской Республике, при разработке которой основная направленность
концептуального реформирования адвокатской деятельности представляется в введении
разработке последовательных мер по введению монополии адвокатской деятельности,
введении механизмов специализации адвокатов, развитии и популяризации сферы
деятельности probono, усилении процессуального статуса адвоката через
совершенствование соответствующих нормативных правовых основ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задача 5.2.1. Повысить профессиональный статус адвоката через непрерывное
повышение квалификации
Меры:
▪ Содействовать повышению квалификации адвокатов (через своевременное
формирование концептуальной направленности тренингов УЦА, например, новеллы
законодательства, этические стандарты деятельности адвоката, юридический
кыргызский, юридический английский, методические основы составления
процессуальных документов для начинающих адвокатов, судебная риторика для
начинающих адвокатов, а также предоставление адвокатам возможности
прохождения повышения квалификации на базе on-line платформы УЦА по
широкому кругу тематик);
▪ Обеспечить содействие повышению квалификацию адвокатов в условиях региона
Территориальной адвокатуры (через своевременное формирование тематик
тренингов УЦА актуальных для адвокатов Территориальной адвокатуры, а также
информирование адвокатов Территориальной адвокатуры о возможности
прохождения повышения квалификации на базе on-line платформы УЦА);
Задача 5.2.2. Обеспечить защиту профессиональных прав адвокатов
Меры:
▪ Обеспечить нормативные правовые гарантии безопасности профессиональной
деятельности адвоката (создание и координация деятельности рабочих групп по
разработке изменений в законодательные акты, разработке соответствующих
инструкций);
▪ Обеспечить ведение постоянного конструктивного диалога с адвокатами (в первую
очередь, по вопросам безопасности адвоката и иным актуальным проблемам
адвокатской деятельности); указанный диалог может обеспечиваться как за счет
прямого взаимодействия, так и посредством коллегиального общения в местных
сообществах, на виртуальных площадках и т.д.;
▪ Обеспечить своевременное реагирование на вызовы, стоящие перед адвокатским
сообществом (активное участие в законотворческой деятельности в интересах
адвокатского сообщества, своевременное реагирование в медиа пространстве через
публикацию официальных заявлений Совета адвокатов, проведение прессконференций
по частным ситуациям с участием адвоката, своевременное ведение
информационной и разъяснительной работы среди адвокатов по изменениям
законодательства в части статуса адвоката);
▪ Обеспечить постоянное взаимодействие с Министерством юстиции, судебными
органами, органами МВД, ГСИН и иными государственными органами на уровне
руководства для обеспечения единого видения и понимания значимости
деятельности адвоката и его статуса как полноправного процессуального субъекта
(через заключение меморандумов, соглашений о сотрудничестве, разработку
совместных планов мероприятий);
▪ Обеспечить защиту интересов адвокатов Территории (посредством регулярных
встреч с представителями государственных органов, оперативного реагирования на
факты нарушения профессиональных прав адвоката);
▪ Осуществлять работу с каждым адвокатом Территории по его запросу, с включением
информации о принятых мерах в ежеквартальный отчет, размещаемый на сайте
Адвокатуры.
Задача 5.2.3. Привлекать адвокатское сообщество к научной и экспертной
деятельности
Меры:
▪ Разработать и обеспечить регулярную публикацию «Вестника Адвокатуры»,
который будет представлять собой научно-практическое издание, освещающее
проблемы адвокатского сообщества, а также содержащее информацию по наиболее
актуальным вопросам развития Адвокатуры, научные публикации по актуальным
аспектам развития законодательства Кыргызской Республики;
▪ Обеспечить выпуск в партнерстве с Министерством юстиции КР телепередачи по
правовой тематике, которая будет направлена на продвижение идей правовой
культуры, повышение правовой грамотности населения;
▪ Создать рабочие авторские группы по разработке проектов законов;
▪ Создать рабочую группу по разработке Концепции развития адвокатской
деятельности, с привлечением адвокатов и корпоративных юристов;
▪ Организовать участие наиболее квалифицированных представителей Адвокатуры в
разработке нормативных правовых актов Кыргызской Республики в качестве
экспертов;
▪ Обеспечить содействие продвижению научных и экспертных кадров Территории на
общереспубликанский уровень через номинирование их для участия в круглых
столах, конференциях, тренингах, иных аналогичных площадках.
Задача 5.2.4. Взаимодействовать с органами государственной власти по вопросам,
относящимся к сфере деятельности Адвокатуры
Меры:
▪ Содействовать совершенствованию законодательства Кыргызской Республики для
наилучшей защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также для
создания правового поля для успешной реализации адвокатами своих
процессуальных полномочий в рамках защиты прав и свобод граждан.
▪ Разработать и внедрить обоснованные предложения по совершенствованию
действующего законодательства Кыргызской Республики в сфере адвокатской
деятельности;
▪ Наладить эффективное сотрудничество с государственными органами и органами
местного самоуправления, основанного на принципах равноправного партнерства,
консолидации при принятии решений, юридических гарантий соблюдения
договорного партнерства в рамках подписанных соглашений о совместной
деятельности, ответственности за принятие совместных решений на основе
заключенных соглашений;
▪ Обеспечить сбор и анализ предложений, поступающих от Территориальных
адвокатур, по вопросам, связанным с изменением отдельных нормативных правовых
актов.
▪ Обеспечить активное участие членов Адвокатуры в законотворческой деятельности,
в общественных слушаниях, заседаниях профильных комитетов Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики и т.д.;
▪ Обеспечить сбор и анализ предложений, поступающих от Территориальных
адвокатур по вопросам, связанным с качеством законопроектов, касающихся
профессиональной сферы интересов адвокатов.
Задача 5.2.5. Содействовать совершенствованию системы допуска к профессии
адвоката
Меры:
▪ В составе рабочей группы Министерства юстиции Кыргызской Республики
участвовать в доработке и обновлении перечня вопросов квалификационного
экзамена;
▪ В партнёрстве с Министерством юстиции Кыргызской Республики разработать
систему допуска к прохождению квалификационного экзамена исключительно по
итогам прохождения годичной программы подготовки, включающей прохождение
учебной программы в Учебном центре адвокатов Адвокатуры и стажировки в одной
из организационно-правовых форм адвокатской деятельности (коллегия, бюро,
кабинет);
▪ Разработать для лиц, подпадающих под действие пункта 4 статьи 19 Закона
Кыргызской Республики «Об Адвокатуре и адвокатской деятельности»
сокращенной учебной программы, обязательной для прохождения для принятия в
членство Адвокатуры, содержащей модули по основам адвокатской этики и
основным профессиональным компетенциям адвокатов.
5.3. Усиление нормативных правовых и институциональных основ соблюдения
адвокатами норм профессиональной этики
Цель по данному направлению: Обеспечить соблюдение права граждан на
квалифицированную юридическую помощь через контроль соблюдения адвокатами
положений Кодекса профессиональной этики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задача 5.3.1. Создать систему рассмотрения обращений, жалоб и заявлений о
нарушении адвокатами норм профессиональной этики наилучшим образом
способствующую соблюдению права граждан на квалифицированную юридическую
помощь
Меры:
▪ Создать Дисциплинарные комиссий в Территориальных адвокатурах с закреплением
за ними статуса первой при рассмотрении обращений, жалоб, заявлений о
нарушении адвокатом норм профессиональной этики;
▪ Изменить роль и функций Комиссии по этике от статуса первой инстанции при
рассмотрении обращений, жалоб, заявлений о нарушении адвокатом норм
профессиональной этики, к статусу второй инстанции;
▪ Исключить Совет адвокатов из органов Адвокатуры правомочных рассматривать
обращения, жалобы, заявления о нарушении адвокатом норм профессиональной
этики.
Задача 5.3.2. Обеспечить методическую и экспертную поддержку деятельности
Дисциплинарных комиссий Территориальных адвокатур
Меры:
▪ Обеспечить Дисциплинарным комиссиям Территориальных адвокатур
необходимую методическую поддержку со стороны Комиссии по этике, через
регулярное проведение и публикацию обзоров дисциплинарной практики,
разработку методических рекомендаций;
▪ Организовать обмен опытом и членов Дисциплинарных комиссий с зарубежными
коллегами;
▪ Обеспечить членам Дисциплинарных комиссий экспертную поддержку
деятельности через привлечение международных экспертов;
▪ Разработать необходимую нормативную правовую базу для деятельности
Дисциплинарных комиссий.