П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е
от Ассоциации адвокатов Кыргызстана по внесению изменений и дополнений в проект Закона КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности»
Ознакомившись с проектом Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» Ассоциация адвокатов Кыргызстана считает необходимым внести свои предложения и поправки.
Поправки в предлагаемой редакции закона в основном правильные и необходимые, жизнь и повседневная деятельность всегда вносит коррективы в рутины законов при его активном применении.
Первое. Содержание статьи 2 пункта 3 Закона КР «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» изложенная как: «Адвокатура является некоммерческим юридическим лицом с самостоятельной организационно-правовой формой (ОПФ) – Адвокатура», является нонсенсом.
Организационно-правовые формы юридических лиц определены в Приложении к Закону КР «О регистрации юридических лиц», где в некоммерческой организации предусмотрены три его вида: учреждение, фонд и общественное объединение, где нам соответствует последнее. Здесь не стоит придумывать произвольную форму, как «Адвокатура», тогда как это означает профиль объединения (сообщества). Не будем ведь, например, нотариальную палату в ее организационно-правовой форме называть, как «Нотариат».
В связи с этим, Ассоциация предлагает внести поправку в статью 2 пункта 3 в следующей редакции:
«Адвокатура является некоммерческим юридическим лицом с организационно-правовой формой – общественное объединение».
Второе. Пункт 4 противоречит с пункту 3 законопроекта, где указано, что «На территории областей, городов Бишкек и Ош должно создаваться по одной территориальной адвокатуре в организационно-правовой форме – Адвокатская Палата».
Само название «Адвокатская Палата» очень близко по духу адвокатской деятельности, и мы неоднократно об этом говорили и предлагали свое мнение. Однако, прежнему руководству адвокатуры импонировало возвысить статус и приблизить название ближе к государственному органу — прокуратуре и таким образом повысить искусственно его политический вес, не приняв в расчет, что прокуратура — это государственное вертикальное учреждение, основанное на принципе единоначалия, тогда как адвокатура это горизонтальная организация, действующая на принципе координации территориальных адвокатур областей и городов.
В связи с изложенным, Ассоциация предлагает заменить слова «в организационно-правовой форме» на слово «наименование» и изложить данную норму в следующей редакции:
«На территории областей, городов Бишкек и Ош должно создаваться по одной территориальной адвокатуре в наименовании – Адвокатская Палата».
Третье. В статью 2 пунктом 7 необходимо внести дополнение о том, какая форма собственности прописана у Адвокатуры и изложить поправку в следующей редакции:
«п.7 Адвокатура основана на частной собственности его учредителей».
Четвёртое. Во избежание корпоративной коррупции в системе правления адвокатуры республики, имеющей место на данный момент, искоренения фактов узурпации власти, неправомерного лоббирования необходимых голосов делегатов, как это было на недавнем II-Съезде адвокатов страны, на который в нарушение закона было делегировано всего по 5 адвокатов от 9-ти территориальных адвокатур, т.е. 45 делегатов, Ассоциация адвокатов Кыргызстана считает необходимым внести существенные поправки.
Как показало время, 4 территориальные адвокатуры не провели общие собрания (города Бишкек и Ош, Чуйская и Ошская области), вследствие чего не избрали и не сформировали делегатов на II-ой Съезд адвокатов страны. В таком случае, на Съезде должно было быть 25 делегатов, а по нашим подсчетам на общереспубликанском мероприятии «присутствовали» 38 делегатов, т.е. на 13 псевдо-делегатов больше, и в итоге продавили нужные им решения всех вопросов на Съезде АКР. Более того, члены органов управления имеют право участника и подотчетника по вопросам повестки дня и не имеют права голосования неделегированные Общим собранием территориальных адвокатур. В связи с чем необходимо исключить балласт псевдо-делегатов (управленцев), не избранных высшим органом — Общим собранием ТА, поскольку подобной нормы нет в мировой практике. В этой связи, Ассоциация предлагает в пункте 2 статьи 6 законопроекта исключить слова: «Члены совета адвокатов, комиссии по этике и ревизионной комиссии являются делегатами и дополнительно не избираются».
Пятое. Предложения о включении в состав Комиссии по этике Адвокатуры представителей государственных органов и гражданского общества, изложенные в пункте 3 статьи 8 законопроекта, изначально неверны. Подобные нормы и процедуры применимы в государственных учреждениях во избежание коррупции. В некоммерческой, неправительственной организации, такой как адвокатура, представляющей собой по структуре общественное объединение, основанное на членских взносах его членов, достаточно самим формировать Комиссию по этике из числа авторитетных и безупречных адвокатов. Иные подходы в формировании данной комиссии расцениваются нами, как вмешательство во внутренние дела адвокатуры, расправа с неугодными и независимыми адвокатами, критикующими порою чиновников государственных и иных органов. Поэтому предлагаем исключить из состава комиссии по этике представителей государственных органов и гражданского сектора.
Шестое. Подпункт 3 пункта 3 статьи 81 законопроекта предлагаем исключить, в связи с тем, что Совет АКР — это исполнительный орган, принимающий решение по организационной, финансово-хозяйственной деятельности, и по мере критики его деятельности не исключено искусственное гонение на того или иного адвоката, преследование независимого адвоката за его убеждения и альтернативное мнение.
Седьмое. В пункт 4 статьи 91 законопроекта необходимо добавить норму о порядке деформирования членов Комиссии не по желанию или капризу Совета, которые могут назначить своих приближенных людей, а из числа рейтинговых кандидатов в последовательности от 10 кандидата и далее, участвовавших на Съезде. В случае невозможности дальнейшего выполнения своих функций одним или несколькими членами ревизионной комиссии по объективным причинам, до проведения следующего Съезда члены ревизионной комиссии на место выбывших назначаются Советом адвокатов.
В связи с чем, Ассоциация предлагает дополнить норму данной статьи следующими словами:
«4. В случае невозможности дальнейшего выполнения своих функций одним или несколькими членами ревизионной комиссии по объективным причинам, до проведения следующего Съезда члены ревизионной комиссии на место выбывших назначаются Советом адвокатов, из числа последующих рейтинговых кандидатов, предложенных по списку кандидатов на Съезде».
Восьмое. В пункт 2 статьи 91 законопроекта, в котором прописана обязанность Ревизионной комиссия, предлагаем внести элементы прозрачности, гласности, широкого освещения в СМИ результатов ежегодной проверки финансово-хозяйственной деятельности Совета АКР.
В связи с чем, Ассоциация предлагает дополнить редакцию данной статьи следующими словами:
«п.2. не реже одного раза в год проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности Адвокатуры и ее органов с освещением её итогов в сайте Адвокатуры Кыргызской Республики»;
Девятое. Подпункт 3 пункта 3 статьи 22 законопроекта слова «неповышения квалификации в соответствии с нормами настоящего Закона» — исключить! Адвокатура не является государственным органом, предоставляющим государственные услуги, за качество, которое отвечает казначейство. Адвокатура — это частное, публичное юридическое лицо, где в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции адвокат сам будет заинтересован повышать свои знания и развивать опыт, дабы совершенствовать свою профессиональную форму. Если к адвокату будут претензии, то ответственность за него не будет нести государство, как в случае с госслужащим. По этой причине на государственной службе к данному вопросу относятся с должным вниманием, в связи с чем повышение квалификации и проведение аттестации является необходимым явлением. Что же касается адвокатуры и его членов, то это не государственное учреждение, чтобы контролировать адвоката, за действия которого при наличии претензии от клиента, адвокатура не отвечает, а ответственность несет лично адвокат перед в своим клиентом.
Десятое. В части 2 статьи 6 законопроекта предлагается установить квоту в 5 процентов делегатов на съезд от количества зарегистрированных адвокатов с каждой территориальной адвокатуры. Ассоциация адвокатов Кыргызстана категорически не согласна с данной цифрой и настаивает на увеличении квоты делегатов до 10-ти процентов. Как показала практика и проведенный 30 сентября 2021 года нелегитимный съезд адвокатов Кыргызской Республики, в целях узурпации власти и преследования узкокорпоративных целей, руководство АКР в 2020 году со ссылкой на предписания санитарных норм разослало всем территориальным адвокатурам письма с просьбой делегировать на съезд по 5 делегатов, чем грубо нарушило Закон «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности». В итоге, в узком кругу делегатов съезда были приняты нужные руководству АКР решения, чем существенно были нарушены права других адвокатов республики. В этой связи, Ассоциация настаивает заменить цифру « 5 » на цифру « 10 » и изложить предлагаемую норму в следующей редакции:
«Представительство делегатов на съезде определяется по норме не менее 10% от количества зарегистрированных адвокатов с каждой территориальной адвокатуры».
У Ассоциации адвокатов Кыргызстана есть немало других предложений по дополнению и изменению закона КР «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», для чего необходимо немало проработать в структуре адвокатуры, смотреть призму института адвокатуры как изнутри, так и внешне, провести сравнительный анализ института адвокатуры с подобными общественно-правовыми институтами стран СНГ, Западной Европы и США.
Ключевое стратегическое направление в реформе института адвокатуры в том, чтобы институт адвокатуры не был той «гибридной» командно-координационной организацией, а являлся исключительно координационной, независимой структурой.
Совет АКР не вправе вмешиваться в деятельность правлений ТА, назначать, менять руководителей правлений ТА (как имело ранее место), основываясь на том, что территориальные адвокатуры являются его филиалами, где руководители ТА могут назначаться Советом АКР, при этом размывая и подменяя статус Общего собрания территориальных адвокатур, на котором формируется свой исполнительный орган на местах. В связи с чем, каждой территориальной адвокатуре надо придать статус самостоятельности в виде самостоятельного юридического лица, а институт адвокатуры должен реорганизоваться в Ассоциацию территориальных адвокатур, где руководители правлений территориальных Адвокатур, избранных электоратом своих территорий будут составлять членство в Совете АКР.
Президент Ассоциации адвокатов Кыргызстана
Канат Асанкадыр
kanat.jailoev@yandex.com
+996 550 331212 WhatsApp